Блок контроля самопроизвольного трогания поезда Л168 (Л168М)

Блок Л168 или Л168М обеспечивает снятие питания с ЭПК в случае превышения локомотивом скорости, минимально контролируемой скоростемером (размыкание контакта 0—10 км/ч) и нахождения главной рукоятки контроллера на нулевой позиции, а также восстановление цепи питания ЭПК в случае нажатия машинистом специальной кнопки или перевода рукоятки контроллера машиниста на тяговую позицию. Разрыв цепи питания клапана ЭПК должен происходить после размыкания контакта скоростемера "0—10".

Конструктивно блок представляет собой основание из пластмассы, на котором смонтированы два реле типа РЭМЗМ и панель с конденсаторами, диодами и резисторами. На основании так же установлен штепсельный разъем для подключения блока к устройствам АЛСН на локомотиве. Сверху блок закрывается пластмассовым кожухом (диаметром 270 мм и высотой 230 мм) для зашиты от пыли и влаги.
Блок Л168 работает совместно с устройствами АЛСН на локомотиве. На стоянке реле Р1 получает питание от клеммы "Н" общего ящика АЛСН через размыкающий контакт кнопки проверки АЛСН "КП", размыкающий контакт "0—10" скоростемера "СЛ" и диод VD4. Параллельно реле Р1 заряжается конденсатор С1 через диод VD1 и зарядное сопротивление R2. Замыкающий контакт реле Р1 включен в цепь электропневматического клапана автостопа.
При самопроизвольном трогании поезда и достижении скорости 10 км/ч контакт "0—10" скоростемера размыкается и обрывает цепь питания реле Р1. Реле Р1 в течение 6—7 с остается вклю¬ченным за счет разряда конденсатора С1 через разрядное сопротивление R1 и размыкающий контакт реле Р2 на катушку реле Р1.
По истечении 6—7 с реле Р1 отпускает свой якорь и своим замыкающим контактом рвет цепь ЭПК. Одновременно со свистком ЭПК загорается лампа HL, получающая питание от цепи питания АЛСН через включенные последовательно размыкающие контакты реле Р1 и Р2. При потере бдительности машиниста через 6—7 с звучания свистка ЭПК происходит срыв клапана и экстренное торможение поезда. Для предотвращения срабатывания клапана ЭПК машинист должен нажать на дополнительную кнопку S. При этом через замыкающий контакт этой кнопки подается питание на катушку реле Р2. Реле Р2 включается, и своим замыкающим контактом восстанавливает цепь питания ЭПК автостопа. Включившись, реле Р2 становится на самоблокировку через свой замыкающий контакт и размыкающий контакт реле Р1. Параллельно реле Р2 заряжается конденсатор С2 через диод VD2 и сопротивление R3. При приведении поезда в движение постановкой рукоятки контроллера машиниста на ходовую позицию реле Р2 получает питание через замыкающий контакт контроллера машиниста, диод VD3 и сопротивление R5. После превышения скорости 10 км/ч, контакт "0—10" размыкается, реле Р1 выключается, а реле Р2 становится на самоблокировку по описанной выше цепи. При этом однократной проверки бдительности машиниста с помощью кнопки S не производится.
В качестве контакта "КМ" используется существующий свободный контакт контроллера машиниста "КМ", замкнутый на всех позициях, кроме нулевой. Сопротивление R5 и диод VD3 служат для исключения возможности подпитки цепей управления от реле Р2. Выдержки времени реле Р1 и Р2 за счет разряда конденсаторов С1 и С2 через разрядные сопротивления R1 и R4 на катушки реле Р1 и Р2 соответственно служат для исключения ложных срабатываний устройств при забросах стрелки скоростемера. Этой же цели служит включение размыкающего контакта реле Р2 в разрядную цепь конденсатора С1.

Блок подлежит осмотру со снятием с локомотива через шесть месяцев. При этом проверяют все параметры блока и соответствие их техническим и паспортным данным. Проверяется сопротивление электрической изоляции между всеми соединенными между собой токоведущими частями и корпусом разъема, которое должно быть не менее 10 МОм при напряжении 500 В. Проверить параметры и работу реле. Свободное качание якоря на торце корпуса обеспечивается перемещением якоря по линии шарнира — от 0,3—0,7 мм, по вертикали — от 0,3 до 0,5 мм и вдоль оси сердечника—от 0,05 до 0,15 мм. Эти расстояния измеряют щупом и регулируют изгибом упорной планки якоря.
Зазор между притянутым якорем и сердечником измеряется щупом при включенном реле. Зазор у реле РЭМЗ-М регулируется прогибом центральной части якоря. Уменьшение зазора снижает напряжение отпадания якоря и наоборот. Отсутствие штифта или недостаточная его высота могут привести к залипанию якоря. Проверить растворы и провалы контактов реле. При необходимости удалить грязь и копоть с контактов. Провал и раствор регулируется изгибанием упорных пластин. Раствор должен быть 0,8—1,2 мм, провал—0,25 мм.
Проверить и при необходимости отрегулировать контактное нажатие. Проверка и регулировка контактных нажатий, а также нажатий на упорные пластины, изоляционную планку якоря и другие выполняется только после регулировки хода, раствора и провала контактов. Нажатия измеряются граммометром и регулируются изгибанием контактных пружин у их основания. Конечное контактное нажатие должно быть в пределах 25—35 гс, а начальное нажатие контактных пружин на упорную планку—в пределах 8—12 гс.
Проверить реле на напряжение срабатывания постоянным током, которое должно быть 28 В, и на напряжение отпускания якоря реле 2,5—4 В.
На специальном стенде, оборудованном секундомером, набором тумблеров, сигнальной лампой и подведенным напряжением 220 В переменного тока и 50 В постоянного тока проверить блок Л168 на работоспособность.
Обсудить
Hosted by uCoz